Изучаем статистику популярности физической культуры и спорта в России

Исследование рынка детских плавательных центров

В конце 2019 года закончили своё действие такие основополагающие документы, как: «Стратегия физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации № 1101 -р от 7 августа 2009 года, федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016−2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации № 30 от 21 января 2015 года.


Однако данными документами реализация направления социально-экономического развития в рамках физической культуры и спорта не ограничивается. Так, президент России В. В. Путин дал поручение Правительству до октября 2020 года разработать и утвердить «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках государственных программ и стратегий осуществлялась реализация восьми подпрограмм, одной из которых является подпрограмма развития физической культуры и массового спорта. Данная подпрограмма была нацелена на повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни. Для достижения целей определены задачи:
• совершенствование системы физического воспитания и создание спортивной инфраструктуры для массового спорта, различных категорий и групп населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
• поэтапное развитие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
• развитие студенческого спорта на базе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
• повышение эффективности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации мероприятий в области физической культуры и спорта.

Годовые отчёты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, утверждённые министром спорта РФ, содержат сведения о показателях за период 2015—2019 гг. Так, за период действия программы «Развитие физической культуры и спорта» доля населения Российской Федерации, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике в Центральном федеральном округе (ЦФО) увеличилась на 11%, а в целом по стране в 2018 г. составила 28,2%.

Доля населения, занятого в экономике ФКиС

Одним из важных ключевых показателей эффективности выполнения программы «Развитие физической культуры и спорта» является увеличение доли населения, систематически занимающегося спортом, которое установилось по стране в 2019 году на уровне 42,2%. За период 2015—2019 гг. увеличение данного показателя в ЦФО составило 10,8%.

Доля населения РФ, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения РФ

Актуальность плавания среди детей

Более 25% детей в возрасте от 6 до 12 лет вообще не хотят заниматься каким-либо видом спорта, но в то же время около 35% юных россиян желают записаться на секции по плаванию или футболу. Об этом, ссылаясь на социологов, на заседании в Совете Федерации заявил министр спорта России Олег Матыцин.

Среди малышей от трёх до пяти лет систематических «спортсменов» — 51%, среди подростков 6−12 лет — больше 67%. Такие данные получил ВЦИОМ совместно с ФНЦ физической культуры и спорта в результате опроса, проведённого в рамках реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни».

Интересно, что систематические занятия спортом или физподготовкой означают 75 мин в неделю для малышей, 90 мин в неделю для подростков до 15 лет.

«Больше половины родителей считают, что занятие спортом — важный элемент воспитательно-образовательного процесса ребёнка (62% для 3−5-летних, 60% для 6−12-летних). Россияне видят пользу от физкультуры и спорта для своих детей в том, что это улучшает их здоровье, содействует их гармоничному развитию, формирует характер и дисциплинирует (17 и 19%)» — констатируют социологи ВЦИОМ.

Если больше половины российских детей отдают должное физкультуре, то что мешает делать это остальным? Отсутствие секций называют 26% опрошенных, на нехватку времени ссылаются 23%, до 29% считают причиной проблемы со здоровьем, до 17% - отсутствие желания у детей.

По плану федерального проекта «Спорт — норма жизни» (в рамках нацпроекта «Демография») доля детей и молодёжи (возраст 3—29 лет), систематически занимающихся физкультурой и спортом, должна составить 86% к 2024 году.

По данным Яндекс Вордстат за 2019 и 2020 год, количество запросов «бассейн для детей» с учётом сезонности растёт в сравнении по месяцам, что также говорит о росте популярности детского плавания.

Количество запросов «бассейн для детей» по данным Яндекс Вордстат

Польза плавания для детей грудничкового возраста

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в федеральных государственных требованиях: законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. № 273, указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ» и другими.

Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьёзную озабоченность.

В системе образовательной деятельности физическое воспитание детей дошкольного возраста находится на одном из первых мест. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, тренируются физиологические функции организма, интенсивно развиваются двигательные навыки и физические качества.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г., физическое развитие включает:
• приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений;
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. В 1971 году Международная федерация любителей плавания (ФИНА) признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста.

Рассмотрим влияние грудничкового плавания на здоровье в целом, системы и органы младенца:

1. Нервная система
Плавание полезно всем и не имеет противопоказаний. Вода благоприятно воздействует на внешние нервные окончания, усиливает кровообращение, улучшает обменные процессы во всём организме. Занятия в воде необычайно полезны недоношенным детям, грудничкам с травмами головного мозга, малышам с церебральным параличом. Нервную систему можно тонизировать, если использовать прохладную воду. Можно расслабить, если использовать тёплую воду. Большинство родителей отмечают глубокий, длительный и крепкий сон младенцев.

2. Пищеварительная система
Все родители отмечают, что после плавания младенцы хорошо кушают. Младенцам с сильным недобором веса рекомендовано плавание «без энтузиазма», без сильной активности в тёплой воде.

3. Опорно-двигательный аппарат
Укрепляются мышцы, суставы и связки — дети хорошо развиваются физически. Физически развитые дети — это интеллектуально развитые дети.

4. Дыхательная система
Увеличивается объём лёгких, укрепляются стенки лёгких, увлажняются слизистые. В слизи содержится огромное количество бактерицидных, противовирусных веществ, поэтому плавающие дети реже болеют.

5. Сердечно-сосудистая система
Укрепляются сердечная мышца и стенки сосудов, а также активно насыщаются кислородом органы и ткани.

6. Психологические качества

Ребёнок становится активнее. Плавающие и ныряющие с рождения дети любят воду. Ныряющие дети умеют задерживать дыхание даже в экстренных ситуациях. Поэтому они могут спасти себе жизнь. Во время задержки дыхания организм ребёнка реагирует на гипоксию, и кровь снабжает жизненно важные органы — сердце и головной мозг. Вот поэтому дети развиваются физически и интеллектуально.

С 2014 г. по 2019 г. в рамках исследования проводился эксперимент, в ходе которого изучалось влияние раннего плавания на здоровье младенцев. Были сформированы 3 экспериментальные группы детей по 60 человек в каждой группе, возраст от 2 месяцев до 1 года:
• 1 группа — дети, плавающие с первого месяца жизни 5−6 раз в неделю;
• 2 группа — дети, плавающие с первого месяца жизни 2−3 раза в неделю;
• 3 группа — дети, не плавающие вообще (их просто купали в ванночках).

После пяти лет проведения эксперимента подвели итоги заболеваемости и лёгкости выздоровления детей и измерили результаты относительно детей в каждой из групп:
• 1 группа (плавающие 5−6 раз в неделю): за первый год жизни 50 детей ни разу не заболели и 10 детей заболели;
• 2 группа (плавающие 2−3 раза в неделю): 24 ребёнка ни разу не заболели и 36 детей заболели;
• 3 группа (не плавающие): 11 детей ни разу не заболели и 49 детей заболели.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты: часто плавающие дети реже болеют, чем те, кто не занимается плаванием. В группе, где дети не плавали, заболеваемость (11/49) выше в 4,5 раза. В группе детей, плавающих 5−6 раз в неделю (50/10) — меньше болели, но если заболевали, то болезнь протекала в лёгкой форме, и дети быстро выздоравливали.

Перед развитием грудничкового плавания стоят сложные задачи. Во-первых, выбор бассейна родителями, он должен получить и поддерживать регламентированные в СанПиНе показатели качества воды в детских бассейнах, а эта задача достаточно сложна. Для её решения необходимо спроектировать грамотную систему водообмена, включающую в себя как основные этапы водоподготовки (фильтрация и обеззараживание воды), так и дополнительные меры по улучшению качества воды.

Во-вторых, выбор профессионального тренера, который будет работать с вашим ребёнком, и тут должна действовать концепция «Не навреди». Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О физической культуре и спорте в Российской Федерации“ в части совершенствования деятельности фитнес-центров» вступил в силу 13 августа. Основное нововведение касается обеспечения квалификации тренеров, руководители должны будут применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работников. Необходимо будет привлекать лишь профессиональных тренеров, обеспечивая им условия для повышения квалификации.

Заключение

Население России составляет 146 млн человек. Общее количество бассейнов в России составляет порядка 5000. В городах с населением менее 50 000 человек часто нет ни одного плавательного бассейна. Для сравнения в США при численности населения 350 000 000 человек на 2015 год количество бассейнов превышало 270 000. То есть, на каждые 50 000 человек приходилось 44 бассейна.

Таким образом, с учётом роста популярности спорта и, в частности, плавания, объём рынка России позволяет детским плавательным центрам активно развиваться.