Расходы родителей на развитие детей выросли на 27,8% за год

Недооцененный детский бизнес

Всем бодрого дня! На связи Евгений Тресвятский и команда франшизы центров детского плавания «Осьминожки». Вот уже два года мы представлены среди федеральных игроков в детской сфере, а первый центр открыли более 5 лет назад. Наши партнёры зарабатывают более 400 000 рублей чистой прибыли в регионах и это не при 100% загрузке. Общий оборот сети за 2022 год увеличился на 23%. Так почему детский бизнес по-прежнему недооценён?


По нашей оценке на это влияют три распространённых мнения предпринимателей и тех, кто только собирается открыть своё дело:

1. Бизнес, связанный с детьми, — это большая ответственность;

2. Эта сфера больше для души, а не для зарабатывания денег;

3. Нет опыта работы с детьми.


Давайте разберём эти мнения и посмотрим, действительно ли это так?

Бизнес, связанный с детьми, — большая ответственность

Действительно, дело, связанное с детьми, — это ответственность, но она в равной степени такая же, как и в других сферах. Любой бизнес — это история про ответственность.

В других категориях бизнеса примером повышенной ответственностью являются: общепит — это качество обслуживания и работа персонала, в строительстве — это сроки и качество постройки, в магазине — финансовые ошибки и неправильно подобранный товар, и т. д.

Открывая новое предприятие, мы должны относиться к нему как к собственному ребёнку. Сначала заботимся о нём, растим, воспитываем его, а потом он уже вырастает во взрослого и осознанного человека, который нас благодарит. Часто этот аспект, ответственности в бизнесе, банально сводиться к работе собственника со своими сотрудниками (коммуникации и мотивации) и успешным, надёжным технологиям.

Мы трепетно относимся к своим сотрудникам в центрах и наставляем партнёра (франчайзи) в работе с тренерами и администраторами. Работая с тренерами партнёра, мы используем нашу школу обучения плавания, которой в этом году исполнилось 2 года.

В работе с администраторами партнёра мы используем отдел сопровождения и еженедельно разбираем вопросы и ситуации в центре. Помимо этого, по франшизе мы ещё передаём партнёру регламенты работы, чек-листы и скрипты. А для контроля качества мы используем нашу собственную CRM систему, камеры в центре и тайный обзвон центров.

Благодаря этому, уже сейчас, многие наши партнёры управляют бизнесом дистанционно, появляясь в центре раз в неделю и при этом соблюдая ответственность к делу.

Эта сфера больше для души, а не для зарабатывания денег

Давайте рассмотрим это на примере цифр. Сейчас средние месячне затраты на ребёнка в Москве составляют 32 тысячи рублей, в городах миллионниках — 14 тысяч рублей, а городах численностью меньше полумиллиона человек — 9 тысяч рублей. Порядка 28% от денег, потраченных на ребёнка до 7 лет, приходится на его развитие.

В России общий оборот денег, потраченных на развитие ребёнка в год, превышает 564,4 млрд рублей. Для сравнения, два года назад годовой оборот составлял 412 млрд рублей. Все детские развивающие центры работают на миллиардном рынке. В нашем бизнесе, чтобы заработать чистую прибыль более 250 000 рублей, нужно всего 200 детей в месяц, активно посещающих центр.

Для прибыльной работы плавательного центра нам достаточно всего 40 000 человек населения. В среднем по России на такое количество людей приходится около 2000 детей от 0 до 7 лет — то есть, нам нужно взять для обучения плаванию всего 10% от общего количества детей. При этом у нас нет таких сложных операционных процессов, как: закупка, логистика, хранение продукции, большое кол-во бизнес-процессов и т. д.

Мы всего лишь обучаем детей плавать и помогаем им в развитии по собственной проверенной методологии. Для сравнения мини-кафе на 100 м², где операционных процессов в два раза больше, приносит в месяц 100−150 тысяч рублей чистыми.

Современные тренды в воспитании и развитии ребёнка показывают, что молодые родители уже с малых лет стараются заботиться о развитии своего ребёнка и отдают его в развивающие центры с малых лет, каким и является центр детского плавания «Осьминожки».

Основополагающем моментом в этой сфере является обхват целевой аудитории, именно поэтому наши центры могут работать с каждым ребёнком от 0 до 7 лет, а направленность центра позволяет работать с грудничками, в отличие от других развивающих детских центров, где с детьми можно заниматься только с более старшего возраста.

Нужен ли опыт работы с детьми?

Как говорится, всё бывает в первый раз. Тут всё зависит от взгляда на ситуацию. У каждого когда-то не было опыта работы в своём деле, но мы справлялись, совершив первые шаги.

Можно сказать, что отчасти это связано со страхом навредить чужому ребёнку. Но если бы этот страх был подтверждён, наши центры не пользовались бы популярностью у родителей. Поэтому на этапе поиска и подобора сотрудников, мы уделяем особое внимание психологическому портрету кандидата: справится он с работой с детьми или нет.

Даже наши основатели не являются людьми с десятилетним педагогическим стажем. Это супружеская пара — предприниматели, которые увидели в этом потребность и возможность. В своём интервью наш основатель Константин Березин рассказывает, как он пришёл в эту сферу.

Основные задачи собственника — быть хорошим управленцем и принимать обратную связь от клиентов, а потом работать над ней вместе с персоналом и управляющей компанией. Если же хочется быть одновременно и тренером, и собственником центра — тогда да, действительно нужно иметь опыт в работе с детьми. Такое в нашей практике тоже случается, благо у нас есть своя школа обучения тренеров.

В каждом новом начинании есть определённые сложности и риски, без этого сейчас никуда. Как говорят наши восточные соседи: «Кто не рискует, тот ничему не учится». Всё зависит от подхода предпринимателя к организации и дальнейшей работы центра под его началом.


Развивающие центры для детей — это прибыльный бизнес, который можно открывать и развивать, независимо от опыта и мнений. Поэтому мы с нашей командой мечты «Осьминожки» помогаем не только на этапе открытия, но и на этапе активной работы центра — и не только первый год!